В романе Диккенса «Домби и сын» описываются метаморфозы, происходившие в Кэмден-таун: как сносили дома и целые улицы, выкапывали глубокие траншеи, по бокам которых высились огромные кучи земли, разрушались фундаменты стоящих вблизи домов. «Всюду царил хаос и кавардак: перевернутые повозки, сваленные грудой; внизу у подножия искусственного холма в луже, позже превратившейся в грязный пруд, мокли и ржавели непонятные железки; повсюду были мостки, которые никуда не вели, дороги, по которым невозможно было пройти или проехать; высились вавилонского размера башни дымоходов, хотя достаточной была бы только половина их высоты; стояли временные деревянные бараки и обветшалые многоквартирные дома, фрагменты недостроенных стен и арок; всюду груды строительных лесов, кучи кирпича, огромные краны и треножники, возвышающиеся ни над чем».

Строительство Кэмден-таун. 1839 г.

После Кэмдон-таун настала очередь Барнсбери, Пред-стрит и Чаринг-Кросс, Пимлико, Саутворка и Сити. Акр за акром отвоевывали у города стальные рельсы, перроны, маневровые парки, паровозные депо, ремонтные мастерские и билетные кассы, залы ожидания и угольные бункера. Один за другим на путях вставали здания вокзалов. В Пэддингтоне на Исамбард Кингдом Брюнел с помощью Мэтью Дигби Уайетта и Оуэна Джонса вырос свод из стали и стекла — это была конечная станция Большой Западной железной дороги. Впечатляющим дополнением к этому сооружению стал самый большой и самый дорогой в то время отель Англии. На станции Кингз-Кросс младший брат архитектора Кабитта Льюис для обслуживания клиентов Большой Северной железной дороги спроектировал комплекс из галерей с венецианскими окнами, аркообразными сводами и часовой башней высотой 120 футов. Для удобства пассажиров в 1854 г. здесь был открыт также отель. Между 1863 и 1886 гг. появились станции в итальянском стиле на Блэкфрайерс и Брод-стрит; вокзальный фасад с фронтоном на Фенчерч-стрит; причудливые здания Южно-Восточной железной дороги на Кэннон-стрит; огромные величественные сооружения Лондонской, Чатемской и Луврской железных дорог на Гросве-нор-Истейт, рядом с отелем «Гросвенор»; станция на Чаринг-Кросс Джона Хокшоу и рядом — богато отделанный отель Е. М. Барри; станция и огромный отель, спроектированные сэром Джорджем Гилбертом Скоттом, своей готической красотой и великолепием господствующие над Сент-Панкрас.

Лондон в XIX в.