Город, расположенный в 40 км от Ополя, — один из самых старых и красивых в стране. Он вырос из маленького рыбацкого поселка на высоком берегу Одры. Самый популярный памятник старины — Пястовский замок, бывшая резиденция местных князей.

Некогда замок был символом богатства князя Ежи II, самого уважаемого силезского владыки. Уважать было за что: заботясь о бедных, князь ограничивал повышение цен на продукты, а чиновникам наказал следить за их качеством. Установил порядок, чтобы жители не лили нечистоты на улицы и регулярно вывозили мусор, который обычно вываливали перед домами. Набожный лютеранин, он требовал, чтобы в повседневной жизни люди строго держались религиозных заповедей, а по воскресеньям обязательно ходили в храмы. Даже устроил антиалкогольную кампанию: ограничил время работы трактиров, запретил продавать спиртное в воскресенья и праздники.

Фасад въездных ворот замка украшен искусными скульптурами.

Изображены, конечно, здешние владыки, над ними — галерея польских королей из того же славного рода Пястов, начиная от Болеслава Храброго. Есть и геральдический щит, в котором ясно читалась родовитость хозяев и их бесспорные права на свои владения. В общем, это была такая хозяйская автопрезентация каждому входящему. Немногие в этих местах могли похвастаться подобной резиденцией. После войны в замке открыли музей Силезских Пястов.

Когда-то через него шел торговый путь из Вроцлава в Прагу и Вену. Почти 500 лет своей истории город был столицей княжества вроцлавских епископов и, несмотря на пожары и нашествия врагов, богател и расцветал. В 1741 г. прусский король Фридрих Великий отбил у австрийцев здешние средневековые укрепления и решил соорудить крепость. Новые фортификации намного опередили свое время (далее была предусмотрена возмоленость затопить их в случае сдачи врагу). Эта твердыня не зря считалась одной из самых сильных и современных в тогдашней Европе: в 1807 г. наполеоновские войска осаждали ее 114 дней. После артобстрела в городе осталось всего пять домов, и только нехватка сил заставила защитников капитулировать.

В 1945 г. немцы защищали город с таким ожесточением, что центр превратился в руины. Работы по возвращению былой красоты продолжаются, но все лее сохранилась примерно половина старых прусских фортификаций. Это один из крупнейших в Европе комплексов такого рода. На память о взятии крепости наполеоновскими войсками, в состав которых входили и польские легионы, ежегодно в сентябре здесь проходят Дни крепости Ныса. Гвоздь программы — военно-исторические баталии.

В поселке Тора Св. Анны среди буковых лесов находится один из крупнейших в Европе скальных амфитеатров. Перед Второй мировой войной в этом месте располагалась каменоломня, где добывали строительный камень. Потом добыча стала невыгодна, и в котловане построили амфитеатр на несколько десятков тысяч зрителей. Над сценой, на высокой скале, поставили памятник защитникам немецкой Силезии от польских повстанцев. Дело в том, что на этих приграничных территориях со смешанным населением не раз возникали территориальные споры. Особенно обострилась обстановка на рубеже 20-х гг. прошлого столетия, там разразилось несколько восстаний. Самым удачным было третье, случившееся в мае 1921 г. Хоть немцы гору и заняли, но разгромить повстанцев не сумели, поляки продержались около месяца. В результате Верхнюю Силезию поделили, ее большая часть отошла к Польше. Но и памятник простоял недолго: в 1945 г. его взорвали вместе с прахом похороненных там немцев. И поставили новый памятник, теперь уже самим повстанцам. А в амфитеатре теперь проходят праздники, концерты, встречи.