В окрестностях Пшемысля стоит посмотреть замок в Красичине, когда-то городке, а теперь деревне на реке Сан, в 11 км выше по течению. Этот памятник европейского масштаба до сих пор недооценен. Поляки говорят, что будь он в Англии, Франции или Германии, туда ездили бы туристы со всего мира. Резиденция Марчина Красицкого должна была укрепить позиции этого влиятельного польского магната. Перечень его должностей и титулов длинен — от старосты Перемышля до королевского посла Марчину хотелось, чтобы его резиденция была особенной, непохожей на другие. И добился этого.

Четыре башни замка соответствуют тогдашней идее иерархии власти. Первая названа в честь Бога, вторая — папы римского, третья — короля, а последняя, понятно, — шляхетская. Ее венчает копия королевской короны. Сигизмунд не раз приезжал сюда, в том числе и на охоту, причем его визиты порой длились несколько месяцев. Однажды спросил насчет короны: мол, откуда такая мысль? Хозяин ответил, что это символ зависимости шляхты от короля. Хороший ответ стоил 17 деревень, которые король ему за это подарил.

Стены замка и внутренние помещения украшены в технике сграффито: под светлым слоем гипса расположен темный, и, удаляя верхнюю часть, можно получить нужное изображение. Площадь таких изображений составляла в те времена 7 тысяч кв. м — абсолютный европейский рекорд. Там были и евангельские персонажи, и польские короли, и римские императоры… Хозяину хотелось, чтобы гость, откуда бы он ни приехал, увидел здесь что-то свое. К сегодняшнему дню отреставрировали всего половину изображений, но все равно рекорд остался незыблем.

Красицкий умер бездетным, завещав замок брату, но тот наделал столько долгов, что имение пришлось продать. Потом замок не раз переходил из рук в руки, пока его не купил князь Леон Сапега. Этот род, ведущий свою историю от смоленских бояр, считался в Литве вторым после Радзивиллов. Если Семен был королевским писарем у Казимира Ягеллончика, то его внук Ян Петр Сапега в 1608 г. прибыл с войском в Тушино к Лжедмитрию, осаждал Троице-Сергиев монастырь, а в 42 года окончил в Москве свой земной путь.

Леон был богат, и денег хватило не только на ремонт, но и на устройство парка с экзотическими деревьями со всего мира. Когда рождалась дочка, родители сажали в парке липу, когда сын — дуб. Эти могучие деревья стоят до сих пор. Там же лежат и камни с описанием тех давних событий. А вот из детей Сапеги выжила лишь одна Зося, с которой связана местная легенда о Белице, Белой даме.

Семнадцатилетняя Зося влюбилась в бедного парня. Тайно с ним встречалась, но шансов выйти замуж не было: отец уже выбрал для дочери пару из знаменитого и богатого рода. Его не смущало, что кандидат в зятья был примерно его ровесником. Невесту познакомили с будущим мужем, назначили дату свадьбы. После встречи невеста не ела, не пила, а по ночам плакала. Упросила мать, чтобы в день свадьбы разрешила ей помолиться в одиночестве в замковой каплице. По дороге выбежала на Часовую башню и бросилась оттуда на камни… Никто ничего не услышал. Потом у подножия башни обнаружили тело девушки в белом, длинном платье. Сегодня Белая дама, иногда появляется в стенах замка.

Сапеги владели Красичином до 1944 г. и многое сделали для его развития. Реконструировали замок, устроили лесопилку, пивоварню, две фабрики — ткацкую и сельхозмашин. Последним хозяином был Леон Сапега. В 1939 г. хозяева спасались от Красной армии на другом берегу Сана, прихватив с собой библиотеку и кое-что из ценностей. Поступили дальновидно, потому что пришельцы сожгли замок, а из гробов выбросили кости покойников. Через 20 лет власти принялись за реставрацию, которая продолжается и по сей день. Появились гостиница, ресторан: замок от времени не отстает.