Широко известны слова Редьярда Киплинга, большого знатока Азии: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда…». В Сингапуре соединились Восток и Запад.
Когда закончилась эпоха колоний, никто не смог бы пророчить болотистому острову Сингапур блистательное будущее. Не имея собственных природных ресурсов, даже питьевую воду они вынуждены были закупать в соседней Малайзии. Первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю сумел железной рукой загнать граждан нового государства, образованного в 1965 году, в светлое будущее.

Сейчас в стране, которая вдвое меньше по площади, чем Санкт-Петербург, доход на душу населения превышает российский в три раза. Первой гидрой, с которой расправилась государственная машина, стали «триады» — криминальные сообщества, взимающие мзду с бизнесменов. С ними покончили «сталинскими» методами — криминальные авторитеты без суда и следствия были задержаны и сгинули в специально построенной тюрьме. Обезглавленные банды рассеяли, большинство их членов забыли о криминальном прошлом и стали добропорядочными тружениками. Одновременно Ли Куан Ю объявил о борьбе с коррупцией, признавая, впрочем, что коррупция «является одной из черт азиатского образа жизни». Были удалены двусмысленные толкования законов, государственным чиновникам и судьям оклады подняли до уровня оплаты топ-менеджеров крупных компаний. На сегодня премьер-министр Сингапура Ли Сиен Лун является самым высокооплачиваемым главой правительства в мире, зарабатывая в год приблизительно 3 млн. долларов США, обычный министр получает за год трудов на благо отечества $1,2 млн. Для сравнения, адвокат за год зарабатывает в Сингапуре $61,5 тысяч, примерно столько же преподаватель университета.
И самое главное, в созданном государстве никогда не работала практика «двойных стандартов»: несколько крупных чиновников из числа близких друзей и родственников Ли Куан Ю были не только привлечены к уголовной ответственности, но и осуждены на немалые сроки. Хотя в тюремную камеру попали далеко не все. Некоторые покончили с собой, стоя перед выбором «сохранить лицо» или опозорить себя и род.
После зачистки общества правительство принялось наводить чистоту в городе. Сорок пять лет назад Сингапур не отличался от других азиатских портовых городов с присущими им грязью, зловонием от сбрасываемых в реку помоев и нередкими эпидемиями малярии.
Начали с реки, протекающей через болотистый остров. Дноуглубительные снаряды вычистили русло от разлагающегося на дне мусора, строители одели берега в бетон, законодатели ввели суровые штрафы за экологические нарушения. В то же время планировались и строились новые парки, был введен запрет на вырубку деревьев. Вдоль улиц, благо климат позволял, зацвели орхидеи, а воду в фонтанах стали обрабатывать противомалярийными химикатами.
Сегодня хибары и лачуги можно увидеть только на фотографиях в Национальном музее Сингапура, здание которого стоит недалеко от станции метро Bras Basah. В стране давно решен жилищный вопрос — практически все граждане Сингапура, по программе Housing & Development Board, стали обладателями муниципального жилья, квартиры в которых не сильно уступают российскому «элитному жилью». Более того, показателем хорошего достатка в Сингапуре считается приобретение более просторного и комфортабельного жилья в кондоминиумах, с бассейном и охраной. Старую квартиру практичные китайцы (а 77% населения имеют китайские корни) обычно сдают внаем экспатам. Новое, молодое поколение граждан страны выросло уже в городе-саде,
о котором некогда мечтал поэт Маяковский.
Сингапур — город штрафов. За незначительные нарушения приходится платить круглые суммы: за курение в общественных местах 800 долларов США, плевок под ноги стоит $400, а брошенная на дорогу бумажка — $240. Любитель животных, покормивший птичек в парке, выложит из кармана $800. Есть и забавные правонарушения, например, $640 штрафа за жевательную резинку, ввоз которой в страну долгое время был запрещен и лишь недавно ее стали продавать в аптеках по рецепту врача для желающих бросить курить или похудеть. Наиболее терпимо закон относится к нудистам — голый человек, произносящий речь на публике без согласования с властями, заплатит в казну $880: $80 — за оголение, $800 — за выступление.
Швейцарец Оливер Фрикер в 2010 году получил 7 месяцев тюрьмы и три удара ротанговыми палками за два разукрашенных граффити вагона метро в Сингапуре. Максимальное количество ударов 24, но если нарушителю законов менее 18 лет, запрещено присуждать более 10 ударов, также запрещено наказывать палками мужчин старше 50 лет. К слову о гуманности — если преступник приговорен к смерти, его не бьют палками. Так что австралиец Нгуен Твонг, который пытался ввезти 400 граммов героина в страну, был казнен без единого синяка на теле.
Не так давно в Сингапуре появилось понятие kiasu, ранее чуждое восточной культуре. Это стремление не стать лузером, быть первым в университете, первым по службе, первым в очереди на распродаже. Взять лучшую, новейшую марку автомобиля. Влезть в долги, но переселиться в дорогой кондоминиум. Как следствие, депрессии из-за невозможности самореализации и рост самоубийств в стране.
Символом города-государства Сингапур является фигура Мерлиона с львиной головой и рыбьим туловищем. Необычным именем скульптура обязана союзу льва и русалки (по-английски mermaid — русалка, lion – лев). Жители считают, что Мерлион не только символ, но и талисман, защищающий страну от стихии, принимая удары природы на себя. В феврале 2009 года статую повредила попавшая в нее молния, никто из людей не пострадал. Можно в это верить, можно не верить, но цунами всегда обходят Сингапур стороной.