Они стали символом свободы и независимости. Когда польские земли были поделены оккупантами, поляки встречались здесь и наедине с природой и народной культурой находили в себе силы, помогавшие сохранить душу нации.

Первооткрывателем Закопане считают варшавского врача, профессора Титуса Халубиньского, который в 1873 г. переехал сюда и боролся с эпидемией холеры. Он был очарован местным колоритом и поселился здесь навсегда. Профессор открыл не только достоинства здешней природы, но и самих гуралей, народ хоть и бедный, но гордый и свободный. Их история и культура помогала полякам узнать другую Польшу, самобытную, без чужеродных влияний. Ходили легенды о его выходах в горы на несколько дней, с походным скарбом и, главное, с оркестром — скрипками, кобзой, гармонью. Люди собирались интересные, был там и старый Сабала со своей гуральской скрипочкой, его называли татранским Гомером. Ночевали под открытым небом, под звуки музыки и рассказы Сабалы о давних разбойниках и их делах, о встречах с медведем. Такие походы стали культурным оазисом Татр. Памятник Халубиньскому и Сабале поставили один на двоих. Оба стали здешней легендой, первый — символ прихода новых времен, второй — яркий луч времен уходящих.

Вскоре скромная пастушеская деревня стала известной здравницей и модным местом отдыха. Сюда стали приезжать артисты, музыканты и ученые. Многие тут и остались, а для большинства эти места стали стимулом для творчества. Здесь постоянно жил художник и писатель Станислав Виткевич. Он верил, что из гуральских мотивов можно создать польский стиль, точнее — закопанский, соединив простоту народной архитектуры со стремлением к удобствам. То есть народные мотивы, осмысленные с учетом современных требований. Первым домом, построенным в 1893 г. по проекту Виткевича, стала вилла «Колиба» на улице Кощелиской. В ней не только сохранены традиционные декоративные элементы, но и придуманы новые. Такие особняки вместе с подлинными домами гуралей придают Закопане своеобразный облик. А подлинный дом — это сосновый сруб с высокой крышей, крытый гонтом (деревянными дощечками). Деревенские дома, где топили по-черному, а в белой части принимали гостей, здесь называют халупами, что соответствует старой русской хате.

Закопанский стиль вскоре стал популярен, и здания по проектам Виткевича и его последователей начали ставить не только в Польше. Кроме архитектуры, этот стиль проявил себя в литературе, музыке, прикладном искусстве, его черты можно было узнать даже в работе мебельщиков и стеклодувов. Однако со временем о нем забыли, и до наших дней он сохранился, пожалуй, только в церковной архитектуре. Хороший пример такой постройки — часовня Сердца Иисуса в Ящурувке, построенная в начале прошлого века, одна из самых красивых в Польше. Богато украшенная снаружи, часовня проста и аскетична внутри.