Недалеко от Порта Маджоре под железнодорожными путями (вход с виа Пренестина) обнаружена прекрасно сохранившаяся базилика, назначение которой тем не менее весьма трудно определить.

Сооружение, которое датируется периодом правления Тиберия, выполнено необычно. Действительно, траншеи под стены и пилоны выдолблены в туфе и затем забетонированы. Затем на уровне земли возведен свод, и лишь после оттуда удален грунт, в результате чего образовалось пространство для зала и атрия.

Получившееся таким образом помещение было оштукатурено и расписано. Зал базилики, предваряемый вестибюлем, имеет неф и два придела и заканчивается апсидой. Несимметричность и неправильная форма в плане объясняются способом, с помощью которого создавалась базилика.

Предлагались различные объяснения назначения этого сооружения, которое могло быть, например, гробницей. Еще больше запутывает дело роспись, не содержащая какого-либо ясного мотива. Большая часть ее выполнена в третьем помпейском стиле с использованием мифических и реальных сюжетов, например, Сафо, прыгающей со скалы на острове Левкада, масок и других декоративных деталей.

Между Порта Маджоре и Латераном сохранились остатки античных зданий, которые, по-видимому, были частями единого крупного комплекса, известного как Сессорий, или дворец Елены. Этот величественный дворец начал возводиться при Септимии Севере, а закончен был при Элагобале.

Комплекс включал Термы Елены, Лагерный амфитеатр, Цирк Вариана, а также остатки сооружений, на которых стоит базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Позднее, при строительстве стен Аврелиана, часть зданий была уничтожена. Оставшиеся строения образовали широкий круг, внутри которого находился сам дворец.

Следы Терм Елены, в том числе резервуар и ряд параллельных сводов, были обнаружены в районе пьяцца ди Порта Маджоре.

Так называемый Лагерный амфитеатр находился между нынешней базиликой Санта-Кроче-ин-Джерусалемме и стенами Аврелиана. Амфитеатр в виде слегка вытянутого овала был окружен ступенчатыми скамьями, поднимавшимися до уровня третьего яруса (до наших дней сохранился лишь первый ярус и часть второго).

Здание целиком было сложено из кирпича, а снаружи было окружено поясами на пилонах, которые были украшены полуколоннами коринфского ордера. Третий ярус был закрыт тентом, как .

Через это место был проложен открытый проход длиной 300 м, который пересекал большой зал, как раз там, где впоследствии построили церковь

Санта-Кроче, и заканчивался у цирка Вариана, получившего название по домашнему прозвищу императора Элагобала. Длина цирка составляла более 500 м, а ширина превышала 100 м. Посредине проходила длинная изгородь, в которую был встроен обелиск, взятый с гробницы Антиноя, фаворита императора Адриана. На руинах самых древних сооружений теперь стоит базилика церкви Санта-Кроче-ин-Джеру- салемме.

Между церковью Санта- Кроче-ин-Джерусалемме и стенами Аврелиана — остатки комплекса, известного как Лагерный амфитеатр. Этот зрелищный центр целиком возведен из кирпича и являлся частью великолепного дворца. Внешние аркады украшены коринфскими полуколоннами.

За стенами Терм Каракаллы находилось много мест, где можно было заниматься не только физичческими тренировками, но и совершенствовать интеллектуальное развитие.

В центре комплекса находилось здание самих бань.

Часть района Малого Авентина между современными виале Авентино и виале делла Терме ди Каракал — ла находится в пределах стен Сервия Туллия. В 3 в. до н. э. здесь находился большой общественный бассейн для плавания. В этом месте находились многочисленные святилища, среди которых храм Благой богини, или богини целомудрия, и храм Исиды. Среди заметных жилых строений здесь находилась резиденция Сорнифиция, префекта и могущественного приятеля Септимия Севера, дома Каракаллы, Макрина, Фабия, Цилона и Адриана, до того как он стал императором.

Предыдущая статьяАрка Долабеллы и базилика св. Иоанна
Следующая статьяТермы Каракаллы