На восточной и западной сторонах находились большие вестибюли, предваряемые колоннадой.

Помещения главного здания располагались симметрично относительно центральной оси, что было характерной чертой архитектуры эпохи Империи. Два входа вели в аподитерии, или раздевалки, с центральным коридором, из которого можно было попасть в расположенные по сторонам комнаты со сводчатыми потолками.

Пол был украшен мозаикой. Отсюда посетители попадали в гимнастический зал, где они могли потренироваться либо в помещении, либо на открытом воздухе — на площадке без крыши, окруженной с трех сторон портиком с античными колоннами. Одна из сторон завершалась большим полукругом.

Мозаичный пол был здесь особенно красив, и неповрежденные его фрагменты с фигурами атлетов сейчас хранятся в музее Ватикана. Здесь посетители приготовились к непосредственному посещению бани, в которой мужчина и женщина могли находиться одновременно. Парильня представляла огромный круглый зал с крышей в виде купола — от нее остались лишь две величественные поддерживающие колонны.

Из парной можно было проследовать в более прохладное помещение — тепидарий. В центре комплекса находилась базилика, когда-то перекрытая тремя крестовыми сводами, опиравшимися на мощные пилоны, украшенные гранитными колоннами.

По коротким сторонам проходили две огромные гранитные трубы, которые сейчас можно увидеть на пьяцца Фарнезе. У восточной стены, на одной линии с парильней, находился плавательный бассейн.

Художественное оформление комплекса было великолепным: кроме мозаики, покрывавшей полы, термы были украшены ценными произведениями искусства, некоторые из которых были поистине грандиозны, например, Отдыхающий Геркулес или Фарнезийский бык.

Особенно интересны подземные сооружения комплекса, но, к сожалению, к ним не так легко подобраться. Кроме служебных помещений здесь был обнаружен один из самых больших в Риме митреумов. Он представлял комнату с крестовым сводом и двумя большими скамьями для верующих, размещенными по бокам. В митреум можно было попасть через вестибюль.

Первые общественные бани появились в Риме в конце 3 — начале 2 вв. до н. э. До этого в богатых домах в специально отведенных местах устраивали ванные комнаты, которыми пользовались в целях личной гигиены.

Когда у любого гражданина появилась возможность пользоваться хорошо оборудованными заведениями, в которых можно было не только ежедневно мыться, но и осуществлять значительно больший уход за телом, в который входили физические упражнения, погружения в горячую воду, бани стали насущной необходимостью римлян эпохи Империи.

Для бань возводили великолепные комплексы, богато обставленные и оборудованные всем, что давало комфорт, и туда постоянно шли толпы людей обоего пола, всех возрастов и общественного положения. Богачи отправлялись в бани со свитой и часто занимались там делами, принимали клиентов, заключали сделки.

В крупных банях были женские отделения, а в небольших заведениях для женщин выделяли особые часы, как правило, утренние. В банных комплексах имелись места, где можно было гулять, слушать музыку, смотреть представления, есть, читать, наслаждаться произведениями живописи и скульптуры.

Посещение бани постепенно стало настоящим искусством, соответствующим правилам медицинской науки. Гален, один из самых выдающихся врачей эпохи Империи, разработал систему из четырех стадий банной процедуры.

На первой нужно было постепенно поднять температуру кожи, чтобы открылись ее поры,— для этого нужно было активно позаниматься в гимнастическом зале, а потом посетить лаконикум — комнату с нагретым воздухом. Обычно это было круглое помещение под куполом, который способствовал перемещению масс горячего воздуха. Затем нужно было принять горячую ванну в парильне.

Она представляла собой тихое помещение с большим числом искривленных конструкций; желательно, чтобы она была круглой с бассейном посредине, а сверху бы находился высокий купол с многочисленными окнами, сквозь которые светило бы солнце, давая дополнительное тепло.

Затем следовала холодная ванна, чтобы восстановить кровообращение. Процедура заканчивалась в плавательном бассейне, после чего следовал массаж и натирание маслом для защиты тела от перепадов температуры при выходе на свежий воздух.

Богатый декор Терм Каракаллы, к сожалению, не сохранился. Немногочисленные остатки скульптур и мозаика перенесены в большие музеи. На месте оставлены лишь некоторые архитектурные детали, как эта мраморная капитель и часть колонны, представляющие лишь бледную тень былого великолепия.

ВИА АППИА

Виа Аппиа — Аппиева дорога начиналась у Большого цирка, рядом с нынешней площадью Капенских ворот, проходила мимо Терм Каракаллы и пересекала Латинскую дорогу.

Закон запрещал хоронить мертвых внутри городских стен, и в течение веков дороги, ведшие от центра города, постепенно приобретали кладбищенский характер из-за выстроившихся вдоль них многочисленных некрополей самых разных форм и размеров.

Длинные похоронные процессии двигались к кремационным кострам, зажженным за городскими стенами. Если покойный был патрицием, то его сопровождали не только живые родственники, но и актеры в масках, изображавшие предков.

За ними следовали люди, несшие предметы, которые символизировали совершенное покойником при жизни. В конце процессии на паланкине несли покойного с непокрытым лицом.

Похоронить мертвого было не только священной обязанностью, но и необходимостью сохранить о нем память. Богатые семейные гробницы напоминали дворцы. Но захоронения могли иметь и другую форму могильного холма или пирамиды.

Небогатые граждане могли при жизни забронировать себе место в общей гробнице, в стенах которой были устроены бесчисленные ниши для урн с прахом. Они назывались колумбариями, что в переводе означает «голубятни».