На Палатине, его последователи также выбирали это место для своих жилищ, построив ряд зданий, частично объединенных в единый комплекс, и постепенно заняв под постройки всю поверхность холма. Первым появился дворец Тиберия, затем Золотой дом. Дом Флавиев и, наконец, дворец Септимия Севера. С. 88 внизу. Кирпичное центральное основание западного нимфея.
В 81 г. н. э. Домициан поручил архитектору Рабирию построить на вершине Палатина большой дворец. В 92 г. постройка была завершена и представляла собой сооружение из необожженного кирпича со сложной архитектурой, потребовавшей недюжинного технического мастерства. Такое же высокое мастерство проявилось в отделке и в потрясающем разнообразии планировки.
Можно выделить три составные части дворца: общественные помещения, или Дом Флавиев; личные покои, или так называемый Дом Императоров; и стадион. В Дом Флавиев можно было попасть с севера через портик с колоннадой, который стоял на высоком подиуме. За портиком находились три помещения, где проводились официальные церемонии.
Слева находился так называемый Ларарий, который мог служить личным молельным помещением императора или штаб-квартирой преторианцев, охранявших входы во дворец. Средняя комната была самой большой и называлась Царским залом. Она была богато украшена, вдоль боковых стен возвышались колонны из радужного мрамора, а в нишах стояли статуи; в задней стене находилась апсида для трона.
Здесь император — «царь и бог», — отделенный от толпы, давал аудиенции, принимал послов и вел собрания. В правой комнате, или базилике, Домициан, возможно, проводил советы. Она была разделена двумя рядами колонн на три центральных и боковой неф; в задней части находилась апсида.
Двигаясь на юг, мы попадаем в большой перистиль, который первоначально был окружен галереей, стены которой были облицованы плитами каппадокийского мрамора. Эти полированные до зеркального блеска плиты позволяли императору видеть все, что происходило у него за спиной, и не бояться нападения. В центре перистиля сохранились остатки восьмиугольного фонтана.
Дальше к югу находилась парадная столовая (триклиний), получившая известность благодаря пышным пирам, происходившим здесь. Невысокий стол Домициана располагался в центре зала. Отсюда, наслаждаясь изысканными яствами, гости могли радовать свой взор зрелищем роскошных садов, фонтанов и нимфеев. За триклинием находилось окруженное галереей пространство, названное Академией; от него к югу располагались две комнаты, которые, возможно, служили библиотекой.
Восточная часть комплекса, или Дом Императоров, предназначалась исключительно для семьи императора. Он располагался на двух этажах и состоял в основном из небольших помещений. Ряд комнат верхней террасы выходил в перистиль с колоннами и бассейном с водой, в центре которого находился маленький храм, возможно, посвященный Минерве. Попасть в храм можно было по пешеходному мостику. Позади перистиля размещались спальня, ванные и другие комнаты.
Другой этаж находился на 12 м ниже. Здесь комнаты также расположены вокруг перистиля, обрамленного галереями, находящимися на двух уровнях. В середине перистиля помещался внушительный фонтан, украшенный подобием щитов амазонок. Отсюда можно было, минуя гостиные и нимфеи, попасть к монументальному фасаду, выходящему к Большому цирку.
Фасад представлял собой полукруглую экседру с колоннами, за которой до сих пор сохранились руины помещений со странной архитектурой; возможно, они использовались для отдыха. Больших размеров стадион, построенный с восточной стороны в конце правления Домициана, сохранился до наших дней.
Он представляет собой обширное пространство (160 х 48 м) с короткими закруглениями, обрамленное двухуровневыми аркадами. К востоку от стадиона находилась платформа императора, окруженная двухэтажным коридором со сводчатыми потолками. К северу обнаружены остатки ряда сооружений, которые могли выполнять роль складов и гардеробных.
Стадион не использовался для игр и зрелищ; на большом его пространстве полагалось, как на ипподромах пригородных вилл, прогуливаться или скакать на лошадях. Для пущего великолепия комплекс был украшен многочисленными произведениями искусства.
Под Базиликой, в зоне, недоступной для публики, были обнаружены остатки богатого дома времен Республики. Обширное пространство прямоугольной формы открыло искусные фрески, которые датируются серединой 1 в. до н. э. Стены традиционно украшены изображением архитектурных элементов.
Роспись потолка состоит из причудливых узоров красной и голубой лент, которые обрамляют картины с символами Исиды и священными предметами ее культа (цветками лотоса, гирляндами роз, змеями). Такой тип украшения помещений стал модным во времена Августа.
Под Ларарием находился еще один дом эпохи Республики, а именно Дом грифонов, названный так благодаря фрескам с двумя грифонами на обрамлении тимпанов одной из комнат. Это самое старое из строений республиканской эпохи на Палатине. Оно имело два этажа с двумя отдельными входами и стояло на естественном склоне холма.
Помещения верхнего этажа располагались вокруг атрия; на нижнем этаже было восемь комнат. Привлекают внимание фрески спальни, стены которой сохранились почти нетронутыми, и на них изображены архитектурные элементы в три яруса.
Первый ярус представлял собой колонны на выступающих цоколях, второй имел подиум, а третий — ортостатические стены и инкрустированные панели, обрамленные сверху карнизом. Роспись следующей, находящейся к западу комнаты также примечательна — архитектурные элементы и оштукатуренные сводчатые потолки с лентами, образующими ромбы и квадраты. Колорит тимпанов делает изображение очень выпуклым: на красном фоне изображены два грифона.
В Доме грифонов впервые встречаются изображения архитектурных элементов, которые словно выступают из стены.