Пристроенный к стене Аврелиана, в средние века памятник в форме пирамиды был известен как пирамида Рема, а первоначально выполнял роль гробницы Гая Цестия.
На основаниях бронзовых статуй, хранящихся ныне в Капитолийском музее, есть и другие надписи с перечислением прославленных наследников Цестия, в том числе Валерия Мессаллы и Агриппы, зятя Августа.
Известно, что эти статуи были отлиты на средства от продажи атталик, т. е. драгоценных пергаментов, которые нельзя было похоронить в пирамиде по принятому в 18 г. до н. э. закону против расточительства.
Первоначально пирамиду окружали четыре колонны, и в основе ее конструкции лежал образец из пирамиды Мероэ. Сложенный из камня памятник был облицован мраморными плитами. Длина основания пирамиды составляла почти 30 м, а ее высота 36,4 м. Внутреннее помещение, в которое можно попасть через современный вход, было прямоугольным в плане с полукруглым сводчатым потолком.
Кирпичная кладка стен представляет собой самый ранний образец опус латерикум. Особенно роскошными были украшавшие помещение картины, обрамленные подставками для факелов с сидящими и стоящими женщинами. По углам сводчатого потолка находились четыре статуи богини Победы.
Затибрский район был последним из 14 районов Августа и включал кроме острова Тиберина правый берег реки вплоть до Яникула. Однако первоначально он относился к пригородам (до правления Веспасиана он был отделен от городской черты), но тем не менее еще с эпохи царей ему всегда придавалось очень важное значение.
Яникула представлял собой природные оборонительные валы против Этрурии. По традиции здесь поднимали красный стяг, когда на Марсовом поле происходили народные собрания. Когда во времена Республики открылся новый порт (на месте нынешнего квартала Тес- таччо), здесь возникли служебные постройки и жилые здания портовых работников и торговцев. Застройка стала еще более интенсивной с начала эпохи Империи — ремесленники, грузчики, а также многочисленные выходцы из восточных провинций выбрали этот район для жилья. Под нефом церкви Санта-Цецилиа (на виа делла Лунгаретта) были обнаружены склады времен Республики и кожевенные мастерские эпохи Антонинов.
Признаки заселения этого квартала трудовым людом проявляются и в характере исповедовавшихся здесь религиозных культов. Например, большая община иудеев оставила после себя древнюю синагогу, стоящую вблизи современных ворот Портезе. Было немало святилищ восточных богов, которые служили местом для собраний иностранных землячеств и новых адептов Рима. Среди них следует выделить Сирийское святилище, обнаруженное на Яникуле.
Между виа Монтефиоре и виа VII Когорты на восьмиметровой глубине находится казарма VII когорты ночной стражи, которые, как современные полицейские и пожарные, наблюдали за порядком.
На южном склоне Яникула во 2 в. до н. э. находилось священное здание, посвященное Зевсу Ке- равнию и Фуриям. Примерно в 1 в. н. э. это место было связано с культом сирийских богов, для которых здесь воздвигли святилище. В плане это было вытянутое здание, разделенное на три части. Вход расположен примерно в центре одной из длинных сторон и ведет в большой прямоугольный внутренний двор. Слева находился атрий с двумя помещениями по бокам; через него можно попасть в подобие базилики, где в центре стоял треугольный алтарь, а сзади была большая апсида для главной святыни в облике сидящего Юпитера. Вправо вели две двери в помещение очень оригинальной формы в плане. Оно состояло из двух небольших комнат по бокам и одной большой посредине. В задней части этой восьмиугольной комнаты находилась апсида, а в центре — треугольный алтарь в виде углубления, где были найдены несколько яиц и бронзовая статуэтка бога Осириса, обвитого змеей.
Осириса ежегодно хоронили, чтобы он вновь возродился через семь небесных сфер (семь колец змеи), символизирующих посвящение в веру.
Целийский холм находится между Колизеем и нынешними виа Сан-Гри — горио и виале делла Терме ди Каракал- ла. Здесь находился перекресток двух важных дорог: Аппиевой и Латинской, которая вела к Капенским воротам. Среди самых древних памятников можно назвать святилища ранних культов, гробницы и ряд сооружений, связанных с церемониями встреч и проводов военачальников и императоров.