После Второй мировой войны в новых границах Польши оказался всего один православный монастырь — над Бугом, у деревушки Яблэчна, километрах в пятнадцати южнее Бреста. В этих местах, рядом с польско-украинской границей, проходит и другая, невидимая — между православием и католицизмом. А монастырь примечателен тем, что остается православным уже более полутысячи лет. В нем, несмотря на исторические потрясения, никогда не смолкала молитва.

Пять веков назад здешние рыбаки стали свидетелями чуда: им явился образ святого Онуфрия, отшельника первых веков христианства, славного своими подвигами во имя веры. И услышали они пророческие слова: «В этом месте будет прославлено имя мое». Вскоре сюда приплыла икона с изображением святого. На народ это, конечно, произвело впечатление, появились добровольцы, которые вызвались оберегать святыню. Было это в 1498 г.

С тех пор здешняя братия не раз ощущала помощь своего небесного патрона. Когда после войны новая власть всерьез взялась за православных — кого выслала в СССР, кого — на Запад, на присоединенные к Польше земли, и над монастырем нависла угроза закрытия — он все-таки устоял. Потом вывезли в Россию главные иконы — св. Онуфрия и Богоматери, где их и украли… Но иконы через несколько лет нашлись, а в монастыре с тех пор празднуют день обретения утраченных святынь.

Второй монастырь, что появился на польской земле, — на Святой горе в Грабарке, тоже неподалеку от восточной границы. По-своему он тоже первый — первый женский. Эту гору считают сердцем польского православия. Ее прославило чудо, случившееся в 1710 г., когда эпидемия опустошила эти места. Оставшиеся жители уходили от напасти кто куда, но уцелели те, кто остановился на Грабарке. С тех пор верующие приносят сюда на руках деревянные кресты в честь того чудесного спасения, и этих крестов на горе — настоящий лес. В августе, когда празднуют Спас, здесь собирается на общую молитву до 20 тысяч паломников.

 Назовем еще один монастырь на Белостоцкой земле — Благовещения в Супрасле. Когда-то он был вторым после Киевско-Печерской лавры центром православия на Западе. Но ему досталась трудная судьба: в 1919 г. закрыли, в 1944 г. взорвали. Возродился он лишь в 1982 г., когда по инициативе митрополита Варшавского и всей Польши Савы в монастыре поселился первый монах. А вскоре был заложен камень будущего монастырского комплекса. Там же теперь находится и музей православных икон — филиал государственного музея в Белостоке.

В двадцатых годах прошлого века каждый третий житель Польши принадлежал к национальным меньшинствам, и религиозная картина была куда более пестрой, одних только православных — 4 млн. Сегодня абсолютное большинство поляков — католики, а представителей других конфессий осталось меньше 2 %. Митрополит Варшавский и Польский Сава говорит: «Самое важное для нас — сохранить веру, какой мы ее приняли от предков: культуру, обычаи и церковнославянский язык, который нас объединяет».

#image.jpg
#image.jpg