К тому времени, когда было закончено строительство последней из этих улиц (к концу 1880-х гг.), Лондон, численность населения которого уже приблизилась к пяти миллионам, столь значительно увеличился в размере, что еще сотню лет назад такого никто не мог представить. Уилки Коллинз в романе «Игра в прятки» писал: «Солдаты Александра были великими завоевателями, но современные партизаны с лотками для кирпичей, лопатками каменщиков и печами для обжига — это самые успешные завоеватели в мире, потому что земля, которую они захватили, оказывается в их владении бессрочно… и на ней орудием завоевателя написано: «Эта земля сдается в аренду для строительства».
Набережная Темзы в районе Чаринг-Кросс. Разрез. 1867 г.
Редкие ряды домов, тянувшиеся прежде от перенаселенного центра, исчезли при новой массовой застройке, которая заняла все пустовавшее пространство между ними; поселения, выраставшие вокруг пригородных железнодорожных станций, оказались поглощены разраставшимся городом, как это случалось и раньше со старыми деревнями; ранее отдельные промышленные центры вдоль реки слились в один. Очень немного участков городской земли, которые когда-то, возможно, принадлежали средневековым общинам или общественному парку — прокопченному преемнику помещичьих садов Елизаветинской эпохи, смогли спастись от лопаты строителя.
На севере новые кварталы достигли Хэмпстеда, Хайгейта, Страуд-Грина и Стамфорд-Хилла, оплотов среднего класса. На западе теперь не осталось незастроенных земель между Бейсуотером и Шепардс-Бушем или между Найтсбриджем и Фулхэмом. Бейсуотер и Нот-тинг-Хилл уже давно были плотно застроены, сады Гайд-парка — в 1836 г., Ленстер-сквер, Принсиз-сквер и Ланкастер-гейт — в 1850-х. К югу за плотной линией зданий от Вондсуор-та и Клэггхэма через Камбервелл к Дептфорду протянулись новые ряды домов, уходившие к Тутингу, Лалвичу и Брукли. Ист-Энд разрастался вдоль Бетнал-Грин и Поплар в сторону Майл-Энд и Каннинг-таун.
Дж. Хейтер. Бракосочетание королевы Виктории. 1840 г.
Внутри этого обширного массива из кирпича и камня, черепицы и шифера, стекла и железа с необычайно большим размахом вырастали новые общественные здания. Школы для бедных и школы-пансионы, больницы и тюрьмы, механические мастерские и складские помещения, концертные залы и пивные, музеи и лектории, гостиницы и казармы, банки и страховые агентства, церкви и часовни — все это появлялось с такой удивительной скоростью, что одну и ту же улицу было трудно узнать через десять лет. Огромное новое здание Центрального почтамта выросло на улице Сент-Мартин-ле-Гранд в 1873 г.; шерстяная биржа — на Колеман-стрит в 1874 г.; казармы Найтсбридж — в 1879 г.; школа Лондонского Сити — в 1882 г.; школа Святого Павла и часовня в Бромптоне — в 1884 г.; расширенное здание Биржи — в 1885 г., Гилдхоллская школа музыки и драмы и Гилдхоллская художественная галерея — в 1886 г., судебные здания на Стрэнде — между 1874 и 1882 гг.; большое здание пристройки к Адмиралтейству в 1894 г. и еще большее — к зданию Военного штаба в 1898 г. дополнили число правительственных сооружений между Чаринг-Кросс и площадью Парламент-сквер; в районе Вестминстера уже в 1847 г. закончилось строительство массивного здания Казначейства, а в 1873 г. — палаццо в стиле Высокого возрождения Джорджа Гилберта Скотта для Министерства иностранных дел.
Вниз по реке восточнее Тауэра были построены новые пристани, которые заменили прежние или добавились к тем, что появились еще в эпоху Регентства: док Королевы Виктории — в 1855 г., док Миллуолл — в 1868 г., Южный Вест-Индский док — в 1870 г., док Короля Альберта — в 1880 г., доки Тилбери — в 1886 г. Туннель Блэкуэлла был открыт в 1897 г., три года спустя после того, как впервые поднял свои два крыла весом в тысячу тонн каждое Тауэрский мост, пропуская суда на реке между Тауэром и Пикл-Хэрринг-Стеарз.
Здание Форин-офиса (Министерства иностранных дел). Архитектор Дж. Г. Скотт.