Центр одной из самых больших провинций Таиланда в предгорьях на западе страны. Стал известен в годы после Второй мировой, когда появились книга и фильм «Мост через реку Квай» (Bridge on the river Kwai), действие которых происходит именно здесь.

Канчанабури — один из самых ту- ристизированных городов тайской провинции. Он привлекает как организованных, так и самостоятельных туристов, причиной чему несколько мест, связанных со Второй мировой (во всех остальных местах страны нет никакой памяти о войне), а также несколько интересных природных достопримечательностей в окрестностях города.

Туристов из Бангкока и Патгаи завлекают сюда фразами вроде: «Посмотрите на жизнь тайской провинции вдали от туристических курортов». Ирония в том, что Канчанабури и есть туристический курорт, но курорт другого плана — он предназначен в основном для бангкокцев, которые хотят провести уик-энд вдали от небоскрёбов и смога.

Ещё несколько лет назад Канчанабури можно было назвать «ловушкой для туристов», но сейчас это уже не так: город хорошеет на глазах, строятся новые интересные объекты и обустраиваются старые. Ехать сюда стоит не только любителям военной истории и природы, но и поклонникам азиатской урбанистики.

Время на осмотр самого города — один полный день, причём однодневные поездки из Бангкока не рекомендуются — останется мало времени на достопримечательности. А если использовать Канчанабури в качестве базы для вылазок в окрестности, то здесь с интересом можно провести и 3—4 дня.

Ориентирование

Город «линейный», вытянут с юговостока на северо-запад вдоль трассы 323 (идёт из Накхон-Патхома в Сангкхлабури) и параллельной ей железной дороги, стоит на левом берегу реки Мэ-Клонг. Сама река Мэ-Клонг образуется рядом с центром города слиянием двух рек: Кхвэ-Ной, текущей с запада и Кхвэ-Яй (по лингвистическому казусу в большинстве путеводителей и в пресловутом фильме она называется «река Квай»), которая течёт вдоль трассы.

В северной части города железная дорога резко поворачивает на запад, пересекает трассу, а потом и реку Кхвэ-Яй через знаменитый мост. Также в черте города есть два автомобильных моста: один через Мэ-Клонг на юге города, другой через Кхвэ-Яй недалеко от вата Тхева.

Город чётко делится на три части. Старый город с архитектурой и храмами стоит между трассой и рекой, ограничен с севера ватом Тхева, с юга — ватом Чхай-Чхумпхон. Новый город находится к востоку и юго-востоку от старого, возле автовокзала и далее вдоль трассы в сторону Бангкока. На севере города, возле реки между ватом Тхева и ж/д мостом, находится малоэтажный район с отелями и ресторанами для туристов.

Противоположный берег реки не населён, покрыт живописными лугами и пастбищами.

Транспорт

Железнодорожный вокзал находится в центре города, рядом с военным кладбищем. Через вокзал проходит всего три пары ординарных поездов: две пары Тхонбури — Нам-Ток и одна Нонг-Пладук — Нам-Ток.

Нам-Ток — 6.07,10.35,16.26. 2,5 ч.

Бангкок, ст. Тхонбури — 7.19,14.48.3 ч.

Поезд 486 в 17.41 уходит в Нонг- Пладук, где можно пересесть на другой поезд в Бангкок. На все поезда вне зависимости от назначения билеты для иностранцев стоят 100В. Кроме того, на поезд 257/258 продают билеты в специальный туристический вагон — сидячий с кондиционером. Стоят 300В и включают горячий обед и страховку.

Кроме того, по уик-эндам ходят туристические поезда Хуалампхонг — Нам-Ток, они покидают Бангкок в 6.30, Нам-Ток в 14.40, Канчанабури (на обратном пути) в 17.00. Проезд из Бангкока в Нам-Ток или в Канчанабури стоит 100В в вагоне без кондиционера, 200В с кондиционером.

АВТОБУСЫ

Автовокзал находится в базарном районе в центре города. Рядом есть 7-Е1еуеп.

Большие автобусы в Бангкок 1 и 2 кл. идут на автовокзал Сайтай через Накхон-Патхом, отправления раз в 30—60 мин. Раз в 15—20 мин. ходят микроавтобусы до Монумента, которые также идут через Накхон-Патхом и Сайтай. 2 ч., 120В, последний рейс в 20.00. До Мо-Чхита ходят только микроавтобусы раз в 60—90 мин., Накхон-Патхом они не проходят.

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

Представлен нумерованными сонг- тхэо. Номер маршрута написан на боку. Первый маршрут ходит от автовокзала по трассе на север, второй — по улочкам вдоль реки.

Достопримечательности

Городские стены. Небольшой фрагмент оборонительной стены с воротами сохранился в южной части города у реки. Рядом — лак-мыанг и памятник бывшему губернатору.

Пешеходная улица культурного наследия (Heritage Walking Street). Так назвали фрагмент улицы Пак-Прак, идущий параллельно реке от лак-мыанга и городских ворот до вата Тхева. Как ни странно, пешеходной эта улица обычно не является, её перекрывают только в вечерние часы. Зато культурное наследие тут и впрямь есть: на улице сосредоточены почти все исторические дома города.

Домов около двух десятков, строились они в основном китайскими торговцами в разных стилях на рубеже XIX—XX вв. Возле всех исторических зданий поставили новые двуязычные таблички, рассказывающие их историю. К сожалению, не все дома в хорошем состоянии: некоторые медленно разрушаются из-за нерадивости владельцев. Часть зданий продолжает работать по назначению: внутри кофейни, магазины, китайский храм и даже недорогая гостиница.

Мост через реку Кхвэ-Яй. Нет, это не «тот самый» мост (его взорвали), а более новый, но на том же месте. Эстетически ничего собой не представляет. По этому железнодорожному мосту разрешено ходить пешком, но он всё же не предназначен для этого (нет поручней, зазоры в полотне), поэтому людям со страхом высоты ходить по нему не рекомендуется. С левобережной стороны находится рынок с едой и сувенирами, а также платформа Khwai Bridge, на которой останавливаются проходящие поезда.

Павильон 60-летия. Воздвигнут в честь 60-й годовщины коронации Рамы IX в южной части старого города. Не очень ясно, для чего он предназначался — в 2013 г. здание было заперто и не подавало признаков жизни.

МУЗЕИ

Центр тайско-бирманской железной дороги (Thai Burma Railway Centre). Еж. 9.00-17.00. 80В. Это самый богатый и «правильный» из трёх городских музеев. Отличный дизайн, много экспонатов, посвящённых истории «железной дороги смерти», подробные пояснения на английском, статистические данные. Крутят видеофильмы на английском. Рекомендуется не только любителям железных дорог.

Музей Второй мировой войны (World War II & JEATH Museum). Еж. 9.00-18.00. 40В. От музея с таким названием трудно ожидать чего-то особенного: ну война, ну экспонаты какие-то… Но подготовиться к тому, что вас ждёт здесь, непросто. Этот частный музей основан семьёй китайских ювелиров, чему свидетельством большой ювелирный магазин у входа. Музей, надо сказать, очень интересный, но чтобы его оценить, нужно чувство юмора. Количество экспонатов просто огромно, они раскиданы в абсолютном беспорядке среди лабиринтообразных коридоров нескольких музейных зданий. Большая часть показанного к войне не имеет никакого отношения.

Винтовки, китайский фарфор, столовое серебро, керамика, портреты разных королей, росписи на тему буддийской мифологии, старые газеты — всё это может встречаться не только в одной комнате, но и за одним стеклом. Кое-где попадаются вообще какие-то случайные предметы — обувной склад, подшивки современных журналов, постеры с голыми женщинами. Английских пояснений очень мало, и они сделаны на ломаном языке.

На первом этаже у входа — удивительная коллекция примитивных гипсовых скульптур разных генералов и вождей военного времени с биографиями на плохом английском. Тем, кто умеет читать по-английски, рекомендуется обратить внимание на биографию Сталина: несколько минут здорового смеха обеспечены. А как вам псевдопагода, разукрашенная «в горошек» разноцветными кружочками? В основном здании пять этажей, с последнего можно выйти на крышу, и это лучшая смотровая в городе. Находится музей прямо напротив знаменитого моста. Не следует путать его с настоящим JEATH, который находится сильно южнее.

Музей JEATH. Еж. 8.00-18.00. ЗОВ. Оригинальный музей JEATH представляет собой больших размеров хижину, построенную на манер тех, где жили военнопленные. Внутри — в основном фотографии и газетные вырезки, материальных экспонатов мало. Музей основан в 1970-х годах настоятелем соседнего монастыря Чхай-Чхумпхон (см. ниже), название является аббревиатурой названий воевавших стран, сложенных таким образом, чтобы вышло похоже на английское слово death — «смерть».

ХРАМЫ

ВатТхева-Сангкхарам и храм Тха- вон. Большой религиозный парк, расположенный примерно в геометрическом центре города — прямо к северу

 «Железная дорога смерти»: правда и домыслы

Железная дорога смерти — это название относится к колее, протянутой по приказу японского командования из Таиланда в Бирму в 1942-43 гг. На значительной своей части железная дорога проходила по достаточно труднопроходимой горной местности. С учётом технических возможностей, которые были вто время, построить такую колею было настоящим подвигом.

Подвиг этот, правда, совершали не японцы, а бирманцы, малайцы и военнопленные из европейских стран и Австралии. Условия работы были тяжёлые, особенно после того, как японцы решили ускорить процесс строительства и увеличить трудодень. Некоторые лагеря находились в малярийных местах и не имели источников свежей воды, там бушевали всевозможные болезни. Всего на строительстве железной дороги погибло более 200.000 человек.

После выхода в 1957 г. голливудского фильма «Мост через реку Квай» эпизод со строительством этого моста стал считаться апофеозом ужасов «стройки века». Фильм снят по вполне классическому роману про войну, который касается сложных взаимоотношений между самими военнопленными; виновными в трагедии там предстают в большей степени не японцы, а европейские офицеры-коллаборационисты.

Однако и книга, и (в ещё большей степени) фильм искажают факты. Ужасные условия, болезни и высокая смертность — всё это было, но уж никак не в крупном равнинном городе Канчанабури, а в труднодоступных горных районах дальше к западу. Военнопленные, которых послали строить мост — счастливые люди, они избегли, пусть даже временно, участи своих сослуживцев выше в горах.

Состоит из двух частей — тайской на юге и китайской на севере. На востоке тайской части комплекса находится довольно крупный ват Тхева, сам по себе не выделяющийся чем-то особенным. Между его территорией и рекой стоит большой современный павильон в честь 100-летия патриарха Ньянасам- вары. Больший интерес представляет северная, китайская часть парка. В её восточной части расположен крупный китайский комплекс храма Тха- вон с тремя красивыми павильонами.

На западе, возле реки, разбит парк с прудом, в котором находятся ещё два храмовых здания — большое и малое. По стилю эти здания не похожи на обычные тайско-китайские храмы, а пародируют Храм Неба в Пекине. Возле пруда в 2013 г. шло строительство ещё одного крупного павильона.

Ват Чхай-Чхумпхон. Крупнейший тайский храм города. Расположен к югу от старого города, в живописном месте у реки. Кроме крупных храмовых зданий и музея 1ЕАТН, интерес представляет очень странный павильон в форме лодки, к которому присоединена конная статуя — это сложно описать, но стоит увидеть.

Храм Гуаньинь. Еж. 8.00-18.00. Большой современный китайский храм, находящийся на другом берегу реки, напротив знаменитого моста. Проезжая дорога идёт длинным крюком, поэтому пройти к храму удобнее по этому самому мосту. Возле храма расположен парк с красивыми скульптурами и фонтанами, а венчает его огромная статуя самой бодхисаттвы Гуаньинь.

ПРОЧЕЕ

Военное кладбище. В самом центре Канчанабури, на том месте, где в российском городе находилась бы центральная площадь, расположилось кладбище военнопленных, погибшихных офицеров были попытки саботажа. Сама кульминация фильма — полная выдумка: союзники действительно взорвали мост, но не в 1943 г., а двумя годами позже, и не взрывчаткой, а при авиабомбёжке. Есть и другие мелкие исторические «ляпы», см. Википедию (en.wikipedia.org/wiki/The Bridge on the River Kwai).

Наконец, нечестной кажется и сама тенденция приписывать весь героизм при строительстве бирманской железной дороги военнопленным. Азиатских рабочих (фактически рабов) там было гораздо больше, жили они в ещё более жутких условиях (у японских офицеров было некое уважение к европейцам), и смертность среди них была гораздо выше. Статистика говорит, что из европейских военнопленных на строительстве умер примерно каждый пятый. Для сравнения: из 75 тыс. малайцев погибло 42 тыс., из 90 тыс. бирманцев — 40 тыс.

После окончания войны тайско-бирманская ж/д смогла оправдать своё прозвище ещё раз. В результате бомбёжек и плохого качества постройки уже через несколько лет после войны ей стало невозможно пользоваться. Министр путей сообщения Таиланда решил проинспектировать состояние путей и выехал на дрезине со своими ассистентами. На одном из горных участков полотно под дрезиной обрушилось, не выжил никто. На данный момент движение по «железной дороге смерти» открыто только до Нам-Тока, дальше рельсы разобраны. Последние несколько лет разрабатывается проект по восстановлению железной дороги вплоть до мьянманской границы, но состоится ли это — сказать сложно.

Еда и покупки

«Фишка» Канчанабури — это плавучие бары-рестораны, в изобилии стоящие на дебаркадерах на реке возле старого города. Выглядят они неплохо, но имеют недостаток: в жаркий день сидеть там не очень приятно. Ещё один крупный плавучий ресторан стоит возле знаменитого моста. Кроме того, рестораны есть и в бэкпекерском районе возле отелей.

В старом городе на «улице культурного наследия» имеется ещё несколько кафешек, но тоже без кондиционера.

А вот с более цивильными сетевыми заведениями ситуация напряжённая — в центре их не удалось обнаружить. Они имеются только Б торговых центрах ТЄБСО ийиэ и НотеРго, стоящих возле трассы у выезда на Бангкок. Там же имеется и отдельно стоящий МсйопаІсІ’з.

Сувенирами и ювелирными изделиями следует закупаться на туристическом базаре, что напротив музея Второй мировой. Там иногда попадаются оригинальные вещи.

Окрестности

ВАТ ТХАМ-МАНГКХОН-ТХОНГ

Интересен тем, что тут находится самая близкая к городу пещера. Стоит в 500 м от трассы 3429, в 5 км от южного моста через Мэ-Клонг. Доехать можно на сонгтхэо назначением Дан- Макхам-Тиа, которые отправляются раз в 30 мин. от автовокзала — 20 мин., 15В.

Архитектурно любопытен эклектичными вкраплениями китайских элементов — при том, что монастырь изначально тайский. Чтобы попасть в пещеры, надо подняться по лестнице на склон холма. Первые два зала с буддийскими статуями общедоступны. Далее имеются ещё залы, но туда нетривиально попасть — придётся ползти по узкому проходу, причём одежда наверняка испачкается. Если от лестницы повернуть направо — попадёте к небольшому гроту со статуями.

ТИГРОВЫЙ ХРАМ

Он же ват Луанг-Та-Буа. Известен тем, что там монахи приручили нескольких тигров, и эти тигры свободно ходят по вату. Некогда, видимо, этот проект имел целью заботу о животных, но монахи не устояли перед искушением массового туризма, и сейчас Тигровый храм нельзя рекомендовать к посещению. Это очень коммерциа- лизованное место, основную массу посетителей которого являются организованные туристы, привозимые автобусами из Бангкока и Паттаи. Тигры не бросаются на людей, конечно, вовсе не из-за учения Булльт — их поят транквилизаторами и ослабляющими обоняние средствами.

Находится монастырь в 2 км от трассы 323 между Канчанабури и Тхонг- Пха-Пхумом. Проезд до поворота — автобусами в Тхонг-Пха-Пхум, далее пешком.

РУИНЫ МЫАНГ-СИНГ

Самый западный аванпост Ангкорской империи, хорошо сохранившийся руинированный храм, построенный в XII в. При руинах имеется небольшой музей. Руины находятся в 40 км к западу от Канчанабури, возле крошечной деревни Тха-Килен. Добираться неудобно, так как по трассе 3455 общественный транспорт ходит редко. В Тха-Килене имеется железная дорога: там останавливаются три поезда в сторону Нам-Тока.

НАЦПАРК ЭРАВАН

Наиболее известный из полосы нацпарков, тянущихся от Канчанабури до бирманской границы. Парк представляет собой довольно крупный массив горного леса, но экологическая тропа всего одна — она ведёт к водопаду Эра ван, состоящему аж из семи ярусов. Первые пять ярусов легкодоступны, дальше качество тропы ухудшается.

Трек Умпханг — Сангкхлабури

В густонаселённом цивилизованном Таиланде нелегко придумать маршрут для длительного пешего похода. Самый длинный из возможных и красивых маршрутов проходит вдоль границы с Мьянмой от трассы 323 под Сангкхлабури в городок Умпханг провинции Так, откуда можно по дороге уехать в Мэ- Сот. Проводники из треккинговых агентств, ходившие там, оценивают время похода в 7 дней, но обычно туристы там не ходят, поэтому организованный трек получится сделать, только если вас много.

Местность: невысокие, но крутые горы с густым вечнозелёным лесом. Дорога есть только последние километры перед Умпхангом, остальное — горные тропы. Весь маршрут проходит по территории Таиланда, в Мьянму заходить не надо. На маршруте есть несколько маленьких деревушек, населённых каренами. Прежде чем отправляться, обязательно попробуйте разузнать в треккинговых агентствах или в интернете подробности маршрута.