Понятие «Шелковый путь» обозначает сеть торговых путей, которая брала начало в Китайской империи и тянулась по всей Евразии от побережья Тихого океана до восточного края Средиземного моря.

Шелк являлся самым ценным и вожделенным товаром древних торговцев. Поэтому в конце XIX в. немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен (1833-1905 гг.) впервые упомянул о Шелковом пути.

Но название этого торгового маршрута стало известно лишь столетием позже. С тех пор это понятие стало настолько популярным, что вошло во многие другие языки мира, в том числе и в китайский (сычоу чжи лу).

Возникновение и история Великого шелкового пути

Точная дата возникновения Великого шелкового пути до сих пор не известна, но первые описания этого торгового маршрута содержатся уже в Ши Цзи, первой общей истории Китая, возникшей в 1 в. до н.э. После этого китайский генерал Чжан Цянь во время экспедиции в западные области в 139 г. до н.э. обнаружил проход в Центральную Азию.

Но с распадом монгольского царства и открытием морского пути в Индию Васко да Гамой (в конце XV в.) Шелковый путь скоро был забыт.

Маршруты с востока на запад Традиционной восточной исходной точкой Шелкового пути считается Сиань в провинции Шэньси, западной — Александрия или Анталия (ранее Антиохия). Это соответствует расстоянию около 8500 км.

Однако ответвления доходили на востоке до портовых городов Гуанчжоу (Кантон) и Цюаньчжоу на Желтом море и даже до Японии. На весь путь каравану, шедшему по палящим пустыням, обширным степным ландшафтам и покрытым снегами горным перевалам, требовалось от 8 до 12 месяцев. Часто товары, словно по эстафете, перегружались в крупных торговых городах, и дальнейшую транспортировку осуществлял уже местный торговец.

Шелковый путь можно приблизительно разделить на три участка. Первый пролегал от Сианя на реке Желтой (Хуанхэ) вдоль коридора Хэси, узкой полосы оазиса в провинции Ганьсу, и через Нефритовый перевал в Турфан. Оттуда, чтобы добраться до Кашгара, приходилось обходить самую сухую пустыню мира — Такла-Макан, расположенную в центре бассейна Тарима (Южный Синьцзян).

Для этого караваны выбирали сухой, но более короткий южный или защищенный северный маршруты вдоль южных склонов Тянь-Шаня. Из Кашгара второй отрезок пути вел в Мерв в теперешнем Туркменистане. Туда путешественники попадали, проходя на север через Тянь- Шань и Ташкент в Самарканд или на запад, пересекая Памир.

Некоторые путешественники, в основном буддистские монахи, поворачивали от Кашгара на юг и так попадали через Лхасу и Каракорум в Гандхару в Индии. Последний отрезок пути вел из Мерва по древним путям соляных караванов к портовым городам на Средиземном море или к Черному морю.

Товарный и культурный обмен

В Поднебесной шелк начали производить более 3000 лет назад, и в начале 11 в. он по Шелковому пути попал в Римскую империю. Эта ткань, «легкая, как облако и прозрачная, словно лед», быстро стала среди римлян необычайно популярным предметом роскоши.

В Китае же под страхом смерти было запрещено вывозить из страны гусениц или их яйца. Однако в 555 г. это удалось сделать: византийскому императору доставили несколько яиц, что обеспечило возможность производства шелка за пределами Китая. Все европейские гусеницы шелкопряда происходят от этих вывезенных тайком яиц.

Кроме шелка из Китая в Европу экспортировали нефрит, фарфор, керамику и бронзовое оружие. Кроме того, большое влияние на развитие Европы оказали пришедшие из Поднебесной знания о производстве бумаги, прядильном колесе и порохе.

Во встречном потоке в Китай по дорогам Шелкового пути впервые попали такие европейские сокровища, как золото, драгоценные камни, слоновая кость, стекло, кораллы и шерсть. Многочисленные специи и полезные растения, занимающие сегодня прочное место в европейской кухне, впервые попали на Запад по Шелковому пути.

Например, персик, апельсин, мандарин, абрикос, ревень, гречиха ведут свое происхождение из Китая, как и специи — имбирь, мускатный орех, корица, шафран, мирра и гвоздика. Китайскую кухню, в свою очередь, обогатили огурцы, морковь, гранат, орехи и перец.

Но по маршрутам Шелкового пути из одного культурного пространства в другое перемещались не только товары, но и идеи и религиозные представления. Так примерно в 100 г. н.э. в Китай проник буддизм, который сначала пустил корни в городах-оазисах, а затем путем смешения с китайскими народными верованиями сформировался в чань-буддизм (или дзэн-буддизм). В VIII в. тем же путем в Китае появился ислам, который и по сей день исповедуют уйгуры в Синьцзяне и национальное меньшинство хуэй в Ганьсу и Нинся.

Центры торговли на Шелковом пути

Караваны, собирающиеся перевозить свои драгоценные товары из Китая в Европу, после перехода по Нефритовому перевалу попадали в Турфанскую впадину на востоке провинции, которая является третьей по глубине в мире после котловины Мертвого моря и озера Ассаль.

Здесь, в «огненном оазисе», с температурой 50°С, благодаря изощренной ирригационной системе вызревали знаменитые дыни из Хами и турфанский виноград без косточек. Впадина по всей протяженности 3000 км пронизана подземными каналами. Здесь находятся развалины крепостей Ярхото (Цзяо- хэ) и Караходжа (Гаочан), которые 2000 лет назад служили прибежищем для проезжающих.

Красные склоны пламенных гор Турфана (Хуаншань) по сей день напоминают место действия китайского классического произведения «Путешествие на запад», которое в виде одноименной пьесы поставлено в Пекинской опере. Центром региона является город-оазис Турфан, самым известным зданием которого является 44-метровый минарет мечети Эмина.

На северо-востоке города расположены Байцзыкликские пещеры, свидетельствующие о влиянии буддизма в регионе. Вырубленные в скалах буддистскими монахами-отшельниками, они со временем образовали монастырский комплекс.

Из Турфана караваны шли вдоль северного края бассейна Тарима, мимо городов-оазисов Корла, Куча и Аксу к крупным базарам Кашгара. Этот торговый город с базаром в прошлом обозначал западный конец Шелкового пути и сегодня является самым западным городом Китая.

Еще один маршрут в Кашгар вел из Дуньхуана в Ганьсу вдоль южного края бассейна Тарима. Здесь находятся оазисы Мижань, Ния, Ярканд и Хэтунь. Последний известен главным образом месторождениями нефрита. Этот ценный поделочный камень, который считается в Китае воплощением красоты и якобы приносит счастье, добывают из многочисленных диких ручьев в горах.

Кызылские пещеры Тысячи Будд вблизи города Куча украшены настенной живописью 111 вв. К сожалению, многие изображения были повреждены европейскими археологами, стремившимися исследовать эти произведения искусства, а часть лиц на изображениях была уничтожена мусульманскими фанатиками. Столицей автономной области Синьцзяна является город-оазис Урумчи («Прекрасное пастбище») — современный промышленный город, в котором проживают преимущественно хань-китайцы.

Он расположен на южном краю Джунгарского бассейна на северных склонах Тянь- Шаня. Свое монгольское имя город получил лишь в 1954 1′., до этого он был известен под китайским названием Дихуа. На востоке на высоте 2000 м располагается живописное Небесное озеро, которое за его бирюзовую воду называют «изумрудом среди сосен». Железнодорожная линия «Урумчи — Ланьчжоу — Гуанчжоу» (время в пути 80 часов) является самой протяженной линией в железнодорожном сообщении Китая.